Регистрация и вход в личный кабинет портала ИМНС РБ для физических и юридических лиц
В республике Беларусь введена версия личного кабинета налогоплательщиков ИМНС РБ для юридических и физических лиц. Здесь предлагаются упрощенные и электронные версии взаимодействия для юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Чтобы получить доступ к расширенному и упрощенному функционалу, необходимо зарегистрировать личный кабинет ИМНС РБ на сайте nalog.gov.by. Он представляет собой персональный раздел для каждого налогоплательщика Белоруссии, обеспечивает удобным взаимодействием с налоговыми органами, а также отслеживанием своей налоговой истории.
Содержание
Регистрация личного кабинета
Процесс регистрации личного кабинета ИМНС РБ заключается в получении идентификационной информации. Процедура состоит из таких шагов:
- Загружается главная страница портала.
- В правой части страницы выбирается меню под названием «Электронные сервисы». Далее необходимо перейти в раздел «Заявка на получение логина и пароля для работы в личном кабинете».
- На следующем этапе заполняется регистрационная анкета в электронном виде. Очень важно указать действующий адрес электронного почтового ящика. На него будут поступать уведомления.
- Далее пользователю будет предложен способ получения извещений. Первый предполагает информирование непосредственно через личный кабинет. Второй – с помощью отправки дополнительных сообщений на электронный адрес почтового ящика.
- После этого пользователю понадобится кликнуть по окошку с надписью «Подать заявку».
- Следующим обязательным шагом для получения логина и пароля станет личное посещение ближайшего отделения налоговой службы. При этом не имеет значения фактическое место проживания.
- Непосредственно в день обращения пользователю предоставляются идентификационные данные. Также в момент посещения отделения налоговой инспекции клиент может изменить указанный ранее адрес электронного почтового ящика. В момент обращения при себе понадобится иметь документ, удостоверяющий личность.
Важно! При желании пользователь в процессе регистрации может скачать готовый бланк заявочной анкеты. В дальнейшем допускается выполнить заполнение заявки в текстовом редакторе. После этого можно самостоятельно отправить бланк на почтовый электронный адрес налоговой службы.
Вход в личный кабинет ИМНС РБ
Чтобы войти в Личный кабинет плательщика налогов в РБ, придерживайтесь инструкции:
- Перейдите на официальный портал налоговой, используя ссылку https://lkfl.portal.nalog.gov.by.
- В верхней части страницы кликните «Войти в личный кабинет».
- Выберите способ входа в ЛК – по ЭЦП, по мобильной ЭЦП, по логину и паролю. При выборе первых двух вариантов на вашем компьютере должны быть установлены специальные инструменты, позволяющие работать с цифровой подписью. Такие способы авторизации доступны для физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- При выборе варианта «Вход по логину и паролю» укажите авторизационные данные и нажмите «Войти».
Личный кабинет ИМНС РБ для юридических лиц
Для использования личного кабинета для юридических лиц необходимо выполнить на своем компьютере ряд подготовительных действий. В частности, нужно выполнить установку криптографического ПО ЗАО «Авест». При наличии программы необходимо обязательно обновить ее. Используйте браузер Internet Explorer не ниже 8 версии. После завершения настройки для выполнения авторизации используйте следующую инструкцию:
- Перейдите на сайт http://www.portal.nalog.gov.by/home.
- В верхней части открывшейся страницы выберите «Личный кабинет юридических лиц и ИП».
- После перехода по указанной ссылке откроется страница, на которой автоматически проверяется наличие минимальных настроек, необходимых для работы с ЛК организаций. Появится сообщение, что ваш компьютер не готов. Нажмите на ссылку, находящуюся около указанного предупреждения. Разрешите использовать элемент ActiveX.
- После выполнения скрипта появится сообщение о завершении настройки. Нажмите «Ок» и перезапустите браузер. Повторно зайдите на сайт налоги.гов. бай и перейдите в ЛК.
Услуги для физических лиц
- Получение документации;
- Информация о переплатах, недоимках и пене;
- О проведённых зачётах;
- Сообщение об оплате земельного налога и налога на недвижимость;
- Справка о расчётах с бюджетом;
- Реестр платежей;
- Выписки из лицевых счетов;
- Запись на приём к руководству налоговой службы;
- Оплата налогов в «Личном кабинете» с помощью применения интернет-банкинга;
- Визуализация электронного документа;
- Внесение информации в декларации;
- По подоходному налогу с физлиц;
- По подоходному налогу с физлиц с доходов налогоплательщиков, которые не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь;
- Направление уведомления о ведении деятельности для вычисления единого налога;
- Извещения на уплату;
- Земельного налога с физлиц;
- Налога на недвижимость с физлиц;
- Подоходного налогв с физлиц;
- Изменение личных данных налогоплательщика;
- Просмотр уведомлений, которые поступают от налоговой инспекции;
- Предварительная регистрация на приём в налоговую по электронной очереди, просмотр сведений о количестве людей в очереди и возможности сообщения о качестве обслуживания;
- Возможность оценки работы налоговых органов с помощью сервиса «Анкетирование».
Как узнать срок действия ЭЦП
При получении электронного ключа удостоверяющий центр выдает клиенту сертификат на бумажном носителе. В нем содержится вся важная информация, включая дату, до которой он будет действителен. Но, к сожалению, не все люди бережно хранят документы и отслеживают самостоятельно момент, когда истекает ЭП.
На этот случай в КриптоПро и других криптопровайдерах предусмотрена проверка ключа перед каждым использованием. Если закончился его срок действия, то программа просто не даст воспользоваться ЭП. Для удобства пользователей, если срок действия ЭП истекает через 45 дней или меньше, программа начинает выдавать соответствующее предупреждение.
Можно также в любой момент просмотреть дату окончания сертификата непосредственно на компьютере. Рассмотрим по шагам порядок действия на примере ПО КриптоПро CSP:
- Запустить КриптоПро из панели управления или с помощью ярлыка меню «Пуск».
- Перейти на вкладку программы «Сервис» и выбрать на ней кнопку «Просмотреть сертификаты».
- Выбрать нужный контейнер и перейти дальше в диалоговом окне.
- В открывшемся окне просмотреть дату, до которой будет действителен электронный ключ.
Как продлить сертификат электронной подписи
Продление сертификата осуществляется путем выпуска нового. Удостоверяющий центр выполняет генерацию новой ЭП на основании заявки пользователя и полученного пакета документов. Эта услуга также предоставляется за плату. Обычно цена продления и выпуска новой ЭП совпадает. Но пользователь может немного сэкономить, если он не будет приобретать новый носитель, а также при наличии бессрочной лицензии на криптопровайдер.
При проведении продления можно изменить сферы применения ЭП, например, пользователь может увеличить число коммерческих площадок, на которых она может использоваться. Это обойдется дешевле, чем выпуск отдельных ЭП для каждой сферы применения. Но возможно это не во всех случаях. Например, для некоторых информационных систем могут устанавливаться особые требования к ЭП.
Продление сертификата ЭЦП в СКБ Контур
Ниже мы детально разберём алгоритм продления сертификата ЭЦП, на примере компании СКБ Контур:
- В данной системе сообщения о необходимости продления ЭЦП начинают приходить за два месяца до окончания срока действия подписи. В сообщении есть ссылка «Отправить заявку на обновление», для продолжения требуется на неё нажать.
- Если время действия ЭЦП ещё не истекло, то держателю доступна функция «Запросить сертификат». Запустите её.
- Появится окно, в которое можно ввести телефонный номер, на который бесплатно, в течение 60 секунд после отправки запроса, поступит одноразовый код. Если этого не произошло, необходимо проверить, корректно ли был указан номер телефона, после чего снова нажать на «Получить СМС с кодом». Если номер указан верно, а сообщение всё равно не пришло, то необходимо связаться со службой техподдержки Контур.
- Внесите полученный код в форму на сайте, после чего нажмите на кнопку «Войти». Также для авторизации на сервисе пользователи могут воспользоваться логином и паролем от своего ЛК.
- После того как отобразится уведомление «Пользователь не зарегистрирован», выберите пункт «Зарегистрироваться», заполните все обязательные строки, после чего войдите в систему. Может появиться потребность в установке некоторых компонентов. Для этого выберите функцию «Настроить компьютер» и следуйте системным подсказкам.
- После того как компьютер будет подготовлен, нажмите кнопку «Приступить» и проверьте корректность внесённых данных, если всё верно, нажмите «Подтвердить данные».
- Появится страница для скачивания документов, пропишите путь и нажмите на кнопку «Подписать». Заявление будет подтверждено текущим сертификатом. При этом его не нужно печатать или подписывать вручную.
Теперь разберем, как осуществить продление ЭЦП, если сменились реквизиты и требуется внесение корректировок. Если держатель ЭЦП не поменялся, но поменялись некоторые данные, то поправки можно внести через ЛК и подписать ЭЦП.
Если сменился владелец ЭЦП, то нужно рядом с пунктом «Владелец сертификата» кликнуть на кнопку «Редактировать», после чего указать новые данные, кликнуть на «Подтвердить данные» и дождаться окончания проверки. Если необходимо внести правки в данные о компании, то придётся обратиться лично в УЦ.
После проверки заявки появится сообщение «Оплатить счёт», после чего осуществить оплату любым удобный способом.
Последовательность действий:
- Войдите в ЛК и выберите функцию «Выпуск сертификата», после чего пропишите путь записи на флэш-накопитель или компьютер.
- Чтобы подтвердить действие, кликните на кнопку «Далее».
- Если пользователь указал в качестве пути съёмный носитель, то необходимо указать из представленного перечня место, куда будет записан закрытый ключ. После чего при помощи генератора случайных чисел будет задано случайное значение и появится окошко установки PIN-кода.
Если используется Рутокен, в него требуется ввести стандартный пароль «123456789» и нажать на кнопку «ОК», а когда запись на флешке или в реестре, то пользователь выставляет пароль самостоятельно.
После внесения пароля запускается процесс выдачи сертификата, это может занять несколько часов. Но сначала нужно ввести пароль для подтверждения процесса, код придёт на телефон в течение 60 секунд.
Когда система сформирует сертификат, пользователю откроется возможность его инсталляции, после чего необходимо запустить процесс и подождать завершение установки.
Как оплатить налоги
Для выполнения операций по оплате налогов через личный кабинет Nalog.gov.by пользователю понадобится перейти в раздел «Налоги». Там он сможет рассчитаться по подоходным, арендным, земельным налогам и за недвижимость. Также можно оплатить сборы на финансирование государственных расходов.
Для проведения платежа потребуется выполнить такие операции:
- В левой части страницы личного кабинета найти и перейти в раздел под названием «Оплата налогов».
- Далее перед пользователем откроется окно, где будет расположен список действующих начислений по налогам. Напротив каждого будут указаны банковские компании, через которые допускается провести платеж.
- На следующем этапе потребуется выбрать налог из списка, за который планируется провести оплату. При этом в нижней части страницы появится QR-код, который можно использовать для проведения платежа с помощью мобильного устройства.
- Оплата с помощью личного кабинета Nalog.gov.by подразумевает дальнейший выбор логотипа банковской компании, которая проведет операцию;
Если пользователь хочет оплатить налог при помощи мобильного устройства, то понадобится выполнить такие действия:
- В телефоне запустить приложение мобильного банка;
- Открыть функцию под названием «Оплата по QR-коду»;
- Навести камеру мобильного устройства на код;
- Дождаться распознавания кода, после чего заполнить необходимые поля по платежу.
После осуществления оплаты необходимо учитывать, что налог из списка действующих уйдет не сразу. Обновление производится в автоматическом режиме ежедневно.
Телефон горячей линии
Для решения вопросов, связанных с использованием личного кабинета налоговой службы РБ, используйте следующие контакты:
Электронная почта | gnk@mail.belpak.by |
Телефон по общим вопросам оказания услуг | (017) 311 30 00 |
Телефон для решения вопросов относительно ЛК | +37517 229 79 79 |
Прочие контакты | http://www.nalog.gov.by/pda/ru/contacty/ |